«Зигзаг удачи» — неудача, как считал этот свой фильм Эльдар Рязанов, или одна из лучших советских комедий?

 Только к двум своим художественным фильма из двадцати семи кинорежиссер Эльдар Рязанов относился холодно-равнодушно - к "Девушке без адреса" и "Зигзагу удачи".-4

Только к двум своим художественным фильма из двадцати семи кинорежиссер Эльдар Рязанов относился холодно-равнодушно — к «Девушке без адреса» и «Зигзагу удачи». В своих мемуарах, что он начал писать и печатать с середины 70-х годов, которые писал всю жизнь вплоть до самой смерти, об этих двух фильмах имеется самое минимальное упоминание в отличие от остальных его кинокартин, даже документальных. И самое главное, он никак не объяснил причины холодно-равнодушного к ним отношения.

Теперь обратимся к одному из лучших советских «новогодних» фильмов — «Зигзаг удачи». Всего Рязанов снял три фильма на тему встречи Нового года. По одному в 50-е, 60-е и 70-е годы.

Незамысловатый музыкальный фильм-ревю 1956 г. «Карнавальная ночь», успех которого в первую очередь связан с великолепной музыкой достойного продолжателя Исаака Дунаевского композитора Анатолия Лепина и игрой Игоря Ильинского. Мелодраматичную фантасмагорию 1975 г. «Ирония судьбы или с легким паром!», процентов восемьдесят популярности которой связано с гениальной музыкой Микаэла Таривердиева, положенной на стихи великих русских поэтов, и талантливым исполнением песен Аллой Пугачевой.

А вот в третьем «новогоднем» фильме Рязанова — «Зигзаге удачи», 1968 г., нет ни песен, ни плясок, ни прочей косметики, маскирующей незамысловатость сюжета, диалогов и характеров героев. Но есть легкий юмор, изящная сатира, проработанность характеров.

«Зигзаг удачи» — второй совместный фильм Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. После успеха первого фильма «Берегись, автомобиля» решено было продолжить тему комедийного освещения криминальных историй. Если в «Берегись, автомобиля» это была тема советского Робин Гуда, который похищал автомобили у лиц, приобретших их на «нетрудовые доходы», затем продавал их таким же жуликам, а вырученные деньги отправлял в детские дома, то в «Зигзаге удачи» Рязанов и Брагинский использовали

… действительный случай, рассказанный нам приятелем. Один сборщик членских взносов регулярно и тайно занимал деньги у профсоюзной кассы. От сбора взносов до сдачи всей суммы в районный профсоюз проходило около месяца. Эту щель сборщик и использовал. На собранные деньги он покупал облигации трехпроцентного выигрышного займа. Если облигации не выигрывали, он их продавал, а деньги приносил в районную профсоюзную кассу. Если же облигация выигрывала, он брал выигрыш себе, опять-таки возвращая нетронутыми деньги членов профсоюза, и все оставалось шито-крыто.

Тут надо пояснить, что это за «профсоюзная касса». В советское время члены профсоюза на своем общем собрании могли создать у себя на предприятии «кассу взаимопомощи» для оказания взаимной товарищеской материальной помощи. Каждый месяц члены этой кассы отчисляли 0,5 процентов своей зарплаты в ее фонд. Члены кассы взаимопомощи могли получать из нее долгосрочные или краткосрочные беспроцентные ссуды, или же и вовсе безвозвратные пособия. Как правило, такие ссуды брались при уходе в очередной отпуск или же для приобретения дорогостоящих вещей. Для руководства этой кассой выбиралось правление в составе председателя, казначея и счетного работника.

Основа сюжета «Зигзага удачи» — это как казначей кассы взаимопомощи фотосалона «Современник» фотограф Владимир Константинович Орешников решил втайне от членов правления на деньги, имеющиеся в кассе, приобрести облигацию государственного 3-х процентного выигрышного займа.

Несколько слов об этом займе. Введен он был в 1966 году. В отличие от всех предыдущих советских займов на восстановление народного хозяйства, когда в сталинско-хрущевские времена население «добровольно-принудительно» заставляли покупать облигации займов с весьма призрачной перспективой возврата одолженных государству средств, этот «брежневский» займ, был добровольным и достаточно выгодным для населения. Граждане покупали 10 или 20-ти рублевые облигации, которые приносили доход в виде 3% годовых. Срочный вклад в сберкассе давал те же 3 процента годовых дохода, но по облигациям займа дополнительно каждые полтора месяца проводился розыгрыш выигрышей по номеру облигации Выигрыш мог составить от 20 до 5000 рублей на одну облигацию. Вот так, к примеру рекламировали этот займ в 1975 г.

И ведь фильм «Зигзаг удачи» тоже можно рассматривать как своеобразную «рекламу», хотя Рязанов и Брагинский в конце своей одноименной повести указали

P. P. S. Повесть написана не по заказу Министерства финансов.

Шутка.

Естественно, авторами ставилась совершенно другая задача, через много лет, уже во времена «свободы и демократии» Рязанов написал

«Зигзаг удачи» рассказывал о том, как шальные деньги сделали славных людей злыми и алчными. Но надо отметить, что симпатии авторов оставались на стороне героев картины, людей обычных, небогатых, задушенных бытом и нехваткой всего, включая деньги. Сочувствие наше было, вероятно, инстинктивным.

Это потом мы твердо поняли, что бедность, дефицит, перебои со всем небходимым, нищенские пенсии озлобили людей, сделали нас хмурыми, желчными, неприветливыми, скандальными, угрюмыми. Наш национальный характер из-за социальных бед и несчастий изменился в худшую сторону.

В «Зигзаге удачи» авторский голос говорил: «Давно известно, что деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше!..»

В повести, по которой и снят фильм, основная идея авторов звучит так

Давно известно, что деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше. Как быть с решением этой проблемы, ну, совершенно непонятно!

Не в деньгах счастье, но без денег плохо. Нет человека, который стремился бы получать зарплату поменьше, хотя он работает, как известно, не ради нее. Деньги, конечно, не главное. Но человек без копейки в кармане подобен птице без полета, то есть курице. Это относится, разумеется, к не нашему человеку, потому что наш человек всегда в полете.

Действие фильма происходит в областном провинциальном городе, где имеется фотосалон под скромным названием «Современник». В сценарии фотосалон назывался «Твой портрет». Чем обусловлено изменение этого весьма двусмысленного, с учетом содержания сценария, названия Рязанов в своих мемуарах не поясняет. А мог бы указать, что проклятая цензура увидела в названии обобщенный портрет советского общества в лице коллектива фотографии, проявившего не характерную для строителей коммунизма склонность к алчности и накопительству. А может тут был некий намек на модный тогда московский театр «Современник»?

Как бы то ни было, вот помещение рязановского «Современника». Модерновый фасад примыкает к старинной крепостной стене. Новое, прогрессивное прорастает в глубокую старину. Метафора.

 Только к двум своим художественным фильма из двадцати семи кинорежиссер Эльдар Рязанов относился холодно-равнодушно - к "Девушке без адреса" и "Зигзагу удачи".

В самом центре Москвы к старинной Птичье башне Китайгородской стены позади гостиницы «Метрополь» приделали небольшую декорацию. Вот как это место выглядит в реальности.

 Только к двум своим художественным фильма из двадцати семи кинорежиссер Эльдар Рязанов относился холодно-равнодушно - к "Девушке без адреса" и "Зигзагу удачи".-2

Роль главного героя фильма фотографа и обаятельного проходимца фотографа Владимира Антоновича Орешникова писалась специально для Иннокентия Смоктуновского, ранее сыгравшего благородного разбойника, страхового агента Юрия Деточкина в «Берегись, автомобиля».

Владимир Антонович вошел в помещение, снял пальто и остался в черном джемпере, в узких, но расклешенных в самом низу брюках. Затем он поправил перед зеркалом короткую челку, которую в свое время носили римские патриции, а сегодня носят ученики первого класса и модные литераторы, раздвинул портьеру и появился в фотопавильоне, где только его и не доставало.

По первоначальному замыслу Володе Орешникову 28 лет, он бывший актер местного драмтеатра, работал ассистентом режиссера на местном ТВ, а сейчас простой фотограф в «Современнике». Обаятельный красавец, авантюрист, себе очень даже на уме, мечтающий вырваться из провинции в столицу, работать фотокорреспондентом в главном советском иллюстрированном журнале «Огонек». А для этого ему нужен новейший фотоаппарат «Зенит-112» с современейшим, дорогущим фотообъективом.

Коллектив избирает Орешникова казначеем кассы взаимопомощи. И в тот же день он решает купить в сберкассе на все казенные деньги, что есть в кассе, двадцатирублевую облигацию государственного 3% процентного займа. А вдруг он выиграет завтра, 29 декабря, когда будет проводиться очередной тираж розыгрыша выигрышей по облигациям займа, те самые 400 рублей, необходимые ему для покупки фотоаппарата «Зенит-112», что продается в магазине возле фотосалона. Не выиграет, тут же сдаст облигацию по номиналу и вернет деньги в кассу.

Не знаю как бы получилась эта роль у Смоктуновского, тут скорее Василий Лановой просматривается, но уж точно не Евгений Леонов. Леонов появился после того, как Смоктуновский не смог по причине болезни сыграть роль Орешникова.

Шустрый, пухлый, в возрасте, обаяшка Винни-Пух Евгений Леонов никак не вписывался в образ молодого красавца-авантюриста Орешникова из сценария, который на некоторое время вместе со своими коллегами по работе впал в грех корыстолюбия, но вовремя одумался и исправился.

" А может судьба опять сделает зигзаг?"

» А может судьба опять сделает зигзаг?»

Кстати, при первоначальном приеме фильма на киностудии худсовет потребовал сменить Леонова на другого исполнителя. Основная масса критики фильма была именно по данному вопросу.

Но Рязанов устроил т.н. «итальянский» саботаж этому требованию худсовета. Протянул время, закончилась зима, все растаяло, и снимать зимние уличные эпизоды летом уже не представлялось возможным. Так в фильме остался Евгений Леонов, с участием которого сатирическая составляющая фильма, обличающая жадность и накопительство, трансформировалась в юмористический «счастливый случай», в легкое недоразумение. Не знаю как для сатирический комедии, но для «новогоднего» фильма участие Леонова стало большим плюсом.

Все остальные исполнители главных и второстепенных ролей подобраны идеально. Как гвоздь в бревно, вбиты насмерть, ни малейшего люфта.

Главная аристократка и красавица советского кино Ирина Константиновна Скобцева играет фотографа Лидию Сергеевну,

… которая на правах красотки позволяла себе многое.

 Только к двум своим художественным фильма из двадцати семи кинорежиссер Эльдар Рязанов относился холодно-равнодушно - к "Девушке без адреса" и "Зигзагу удачи".-4

Необыкновенная красотка-аристократка, неведомо каким образом попавшая в этот самый «Современник». Инопланетянка среди окружающих ее простых советских людей. Чувствуется размах и уровень личности, не соответствующий скромному фотографу в провинциальной фотографии. Королева, примадонна, одним словом.

Ну, когда бы эта примадонна обратила бы свой хищный взгляд на Винни-Пуха — Леонова? Стала бы домогаться его? И более того, смотреть вот таким взглядом на человека, которого она перед этим предала, а он проявил в отношении нее неожиданное благородство. И это вызвало в ней к нему почти что любовь.

 Только к двум своим художественным фильма из двадцати семи кинорежиссер Эльдар Рязанов относился холодно-равнодушно - к "Девушке без адреса" и "Зигзагу удачи".-5

А если представить рядом с нею красавца Вронского-Ланового? Нет, не монтируются Лидия Сергеевна и Орешников при варианте Скобцева-Леонов. И это как же надо было извернуться первоначально планируемому Смоктуновскому, чтобы соответствовать.

Но главная удача фильма — это бесподобный дуэт Евгения Евстигнеева и Валентины Талызиной, и исполнение роли забылдыги-ретушера Георгием Бурковым. Что для Талызиной, что для Буркова участие в этом фильме сыграло почти что роковую роль в их дальнейшей кинематографической карьере. Но об этом и многом другом в следующей части.